Горный туризм включает в себя различные виды и формы деятельности, которые используют природные богатства горной среды, включая пешие походы, катание на лыжах, велосипеде, верховую езду или исследование пещер (KUREK 2007, p. 317). Однако самым популярным видом горного туризма является пеший туризм.
Горные походы и анализ мотиваций для этого вида деятельности обсуждаются исследователями с начала 20-го века (CZYZ 2010, p. 242) с выделением трех основных групп для высокогорных походов и восхождений на Татры: когнитивной, эстетической и спортивной. Типичными чертами всегда были бескорыстие и стремление к открытиям, желание испытать или даже «победить» трудности и опасности.
Горные походы всегда были связаны с эстетическими мотивами, такими как красота и гармония «горного мира» (например маршруты на сайте: https://www.marshrut-club.com/). Горы обладают определенной метафизической или даже мистической аурой, вызывающей различные формы поведения-одни люди притягиваются и очаровываются, в то время как другие поглощены отсутствием уверенности или даже страхом.
Исследования туризма в таком популярном районе, как Татрский Национальный парк, могут выявить различные подходы. Посетители включают в себя «обычных Татрских альпинистов» и «романтических бродяг» – «горных людей», для которых пеший туризм является сутью их жизни, а горная среда — метафорой, переживанием или даже религиозным ликованием (KRZYMOWSKA-KOSTROWICKA 1997, p. 44). Есть и «случайные» туристы, обычно неподготовленные как технически, так и ментально, которые относятся к горам как к области, в которой они могут повысить свой социальный статус и престиж, достигнув флагманских объектов. Многие туристы предпочитают ехать в Татры «автоматически»; они руководствуются не необходимостью иметь контакт с горами, а хорошо развитой инфраструктурой Закопане и современными тенденциями. В этом случае Татры рассматриваются как фон или декорация для широкого спектра развлечений (FRYDRYCZAK 2007, p. 105). Такие туристы едут за «красивыми достопримечательностями», которые они уже знают из средств массовой информации, обычно в упрощенном виде.
В статье представлено описание горного хикинга в отдельных районах Татрского национального парка. Особое внимание автор уделяет мотивации туристов, а также их навыкам в области активного туризма. Анализ представляет собой попытку определить особый характер горного пешего туризма в районе с высокой туристской концентрацией.
ОБЪЕМ ТУРИЗМА В ТАТРСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ
С европейской точки зрения Татрский Национальный парк невелик, но в то же время является одним из самых «туристических» (POCIASK — KARTECZKA, BASCIK & CZUBERANT 2007, p. 272). Природная среда, легкий доступ и удовлетворительная туристическая инфраструктура делают его самым часто посещаемым национальным парком в Польше. Кроме того, туризм в польских Татрах сильно ориентирован во времени (июль, август) и пространстве (Паленица Бялчанская, Косцелиская Долина).
Число людей, посещающих национальные парки в Польше, колеблется от примерно 10 000 до более чем 2,5 миллионов (PARTYKA 2010, стр. 13), причем наиболее часто посещаемым является Татрский Национальный парк, за которым следуют национальные парки Карконоски и Волиньски. Более того, это район, где, несмотря на то, что он наиболее интенсивен в летний сезон, туризм происходит круглый год.
Туристская пропускная способность Татр, а также использование троп серьезно превышены. По данным статистики Татрского национального парка, за период 2000-14 годов он колебался, достигнув пиковых значений в 2012 году (2 947 949 туристов). В 2014 году парк посетили 2 791 837 туристов.
Посещаемость в 2014 году была отмечена явной сезонностью – больше всего посещений было зафиксировано в летние месяцы, в основном в августе – 567 929 туристов (Рис.2). В 2015 году количество проданных билетов увеличилось, и в августе этот район посетили 793 060 туристов. Такое распространение туризма, безусловно, связано с тем, что летом парк более легкодоступен, а курортный сезон благоприятен как для индивидуальных, так и для групповых посещений. Зимний месяц с наибольшим количеством туристов — февраль, который связан с организацией школьных зимних каникул. Однако стоит подчеркнуть, что из-за богатого горнолыжного предложения у подножия Татр многие туристы в это время не посещают парк.
Анализ также дает интересную информацию о допуске в Татрский Национальный парк в выбранных пунктах продажи билетов (Рис. 3). Мы можем наблюдать знаковое доминирование входа в лысую Поляну (Паленица Бял-чаньская), где в 2014 году было зафиксировано 722 164 посещения в зависимости от количества проданных билетов. Это прежде всего связано с массовым туризмом на тропе Паленица Бялчаньска – Морское Око, где количество ежедневных посещений в праздничные выходные приближается к 10 000. Второе по посещаемости место-Косцелиская Долина (продано 447 925 билетов). Оба места считаются главными достопримечательностями парка, где пересекаются самые популярные туристические маршруты (CIAPALA, ZIE-LONKA, KMIECIK-WROBEL 2010, p. 72). J. POCIAK-KARTECZKA, M. BASCIK & S. CZUBER-Нат (2007, с. 272) сообщает, что наиболее важными факторами такой большой концентрации туризма в этих местах являются не только уникальные природные богатства, но и легкий доступ, мода, а также очень низкий уровень сложности пеших походов по тропам (например, асфальтированная дорога на Морское Око).